LIGA.бізнес побеседовала с ним о силе и слабости украинского бизнеса.
О стратегиях владельцев, о конкуренции и управлении.
Я верю, что Украину ждет хорошее, но турбулентное будущее
Одно из главных ваших преимуществ — люди готовы конкурировать. Украинским компаниям ничего не дается легко, но это плюс для психологии бизнесмена. Есть страны, которые выглядят привилегированно, у них есть ресурсы, которые и обеспечили населению высокий стандарт жизни. Но если посмотреть на Японию или Германию, на большинство современных экономически развитых стран — они росли, не имея ничего, что досталось бесплатно. Это хороший пример и для Украины.
Важно поддержать сферы, на которые потом будет опираться экономика страны. Как это сделать? Дать людям возможность конкурировать.
Все просто — чем больше конкуренции в бизнесе, тем сильнее растет рынок. Я долго работал в Беларуси и могу сравнивать. Там люди и компании не привыкли конкурировать. И это проблема страны.
Конкуренция — самая важная вещь, которая сейчас развивается в Украине.
Конечно, впереди еще долгий путь, это не автоматический процесс. Нужно много времени, чтобы честная конкуренция стала основой рынка, как в Европе. Но процесс идет, и я думаю, что вы будете двигаться быстрее, чем мы ожидаем.
Когда я впервые оказался в Восточной Европе 10 лет назад, я спрашивал у людей, сколько у них конкурентов. Ответ был 1-2. Сейчас в Украине этот показатель значительно вырос.
Слабость украинского бизнеса – это постсоветский способ мышления
Проблема Украины в том, что структура есть, а вот нужной ментальности пока нет. Многие компании проактивны, они готовы конкурировать качеством своих товаров, но если взглянуть на их принципы менеджмента — они еще слабые конкуренты для европейского рынка.
Хорошая новость в том, что многое у вас сегодня зависит от капитала иностранных инвесторов. А они будут требовать изменений. И в компаниях и в стране.
Важная вещь, над которой стоит работать украинским бизнесменам, – открытость. Я работал в Украине с владельцами и топ-менеджерами разных компаний. Когда я только приехал, то заметил, насколько люди открыты, если говорить о личном общении – о вечеринках, например. И насколько они закрыты в бизнесе. Я имею в виду вдумчивую интеллектуальную открытость, а не эмоции.
Если вы хотите развить компанию, вы должны уметь делиться идеями.
Если у меня есть хорошая идея, и у вас одна, и мы открыты — у нас уже две хорошие идеи у каждого. Сейчас постсоветская культура в Украине не подразумевает открытого обсуждения собственных идей. Вам нужно больше программ, где люди делятся концепциями, смотрят со стороны друг на друга. Для этого вы нуждаетесь в доверии, в сообществах которые его создают. Таких, как DYB, например.
О системе управления компанией
Управление компанией на Западе выглядит так: владельцы (в Швеции в 98% случаев их несколько, а не один) выбирают совет директоров, который, в свою очередь, определяет исполнительного директора. Он подбирает управляющую команду. В этих компаниях разделяют ответственность. У них много мотивации для развития.
В компаниях, где один человек занимает несколько позиций, развитие происходит в 16 раз медленнее. Таких в Украине очень много.
Демократическая децентрализованная система управления ведет к развитию, и возможности конкурировать на высоком международном уровне. Делегирование — единственный способ гармоничного развития компании. Если мы разделяем возможности с другими, с ответственными профессионалами, развитие будет происходить в разы быстрее.
Стратегии бизнеса
Я видел только три стратегии в мировом бизнесе. Первая касается семейных компаний. Прибыль в них очень важна. Деньги нужны, чтобы выжить. Но эффективность или рост не так важны, большее значение имеет удовольствие, получаемое от работы. Таких компаний много.
В семейных компаниях приятно работать, но развития тут не происходит.
Следующая стратегия — модель нового поколения. Это стартапы. Мы с другом запускаем свой бизнес, он очень быстро «выстреливает» и мы продаем его выгодно, в высшей точке развития.
Для Украины это захватывающая и перспективная модель. Такие компании хотят купить и в США, и в Канаде, и в Европе.
Последний тип — крупный бизнес. Известные бизнес-империи. Такие обычно поглощают предыдущий тип компаний — и это хорошо, потому что перед молодыми людьми открываются новые возможности. Это хороший способ многому научиться и заработать на следующий шаг в своей жизни.
Advisory Board
Шведский проект DYB [ Develop Your Business ] приглашает владельцев компаний принять участие в программе Advisory Board.
На один год Вы станете членом реального Борда Советников.
Это не просто обучение, это программа по развитию бизнеса и капитализации компании.
Детальнее о Программе ADVISORY BOARD
+38096 534 64 54
Елена Виноград
менеджер программ