1. Новое лицо конкуренции
Крупные игроки теперь не просто вытесняют малый и средний бизнес с больших традиционных рынков, а даже заходят на их территорию. Туда, где исторически работали только малые бизнесы — магазины у дома, фаст-фуды, специализированные лавки, нишевые производства.
Начинается новый технологический виток — лидеры рынков снова инвестируют огромные деньги в технологии. И угадайте, кто больше всех делал это в 2020? Те, кто и так были впереди. Произошел еще больший отрыв лидеров от МСБ. Отрыв в первую очередь в эффективности и способности управлять масштабом.
Конкуренция уверенно смещается в интернет. Оказывается, здесь тоже может быть тесно. Борьба в интернете требует играть по новым правилам, которые ко всему постоянно изменяются.
И самое неприятное. Активизировался коррупционный капитал или деньги с непонятным происхождением. Выводить из страны их стало сложнее, они оседают внутри, создавая «бизнес темки» часто с отсутствием экономической логики. Цель не заработать, а сохранить или обелить.
2. Диджитализация сервиса
Резко возросла требовательность клиентов к удобству при покупке и доставке. И продолжает расти как снежный ком, потому что здесь происходит кросс-отраслевая конкуренция. Если мне стало удобнее покупать билеты, мои ожидания возросли, и я начинаю требовать того же сервиса и при покупке продуктов питания, и банковских услуг.
Ваш сервис все меньше будет зависеть от вежливости сотрудников, а все больше — от автоматизации и диджитализации бизнеса.
3. Трансформация корпоративных культур
Люди больше не хотят тяжело работать, не готовы к нагрузкам. СМИ создают другие образы героев — «развлекайся и забей на все». В действительности люди не выбирают компании по ценностям на сайте, они ищут чтобы было «комфортно или круто».
Удаленка, рост доли аутсорсинга, аутстафинга, а скоро и part-time job, разрушают старые подходы к корпоративной культуре.
Международная конкуренция (с немцами и поляками за рабочих, с Кремниевой долиной за таланты) приводит к тому, что уже неважно сколько стоят люди, их просто нет. Или они увольняются раньше, чем мы успеваем их обучить. Как говорит эксперт DYB Олег Дринь, — смотрите не на размер зарплаты, а считайте человеко-часы. И даже человеко-минуты. И уменьшайте их — автоматизацией, диджитализацией, внедрением Lean.
4. Зависимость от общественного контекста
PR-менеджеров можно поздравить, пришло их время. Компании просто не могут сегодня игнорировать общественный контекст, общественное мнение. Вы должны заявлять о своей позиции по основным проблемам, дискуссиям в обществе. Особенно, если вы претендуете на лидерство. Если вы просто молчите, то сначала вы исчезаете с повестки — вас нет ни в одном рейтинге, ни в одном упоминании. Вас просто нет.
Рейтинги в любом издании сегодня не отражают реальную ситуацию, они не показывают действительно лучших. Они показывают тех, кто лучше известен, кто любимцы публики.
А дальше может быть хуже. Если кто-то вас обвинит в чем-то плохом, общество легко поверит. Мы не любим тех, кого плохо знаем.
5. Экосистемы
Это модное слово на самом деле появилось еще в 90-х. Но мы же никогда не сделаем шаг без пинка сзади. В 2020-м мы его получили. Экосистема это не просто расширить перечень опций для клиента, это новый инструмент создания коллективной системы защиты, как сказали бы политики. И начать нужно с осознания того, что не сможет каждая компания создать свою экосистему. Прислушайтесь к таким словам как cooperation и даже co-opetition. Возможно, у вас будет больше шансов, если присоединиться к кому-то. Или сделать вместе.
Теперь конкурентоспособность создается синергией от кросс-опыления, от сотрудничества, от кооперации ресурсов и идей.
Большинство этих трендов не являются совершенно новыми, но я думаю, что они получили космическое ускорение в ковидном 2020-м.
Добро пожаловать на новый уровень конкуренции!
ГОТОВЫ К КОНКУРЕНЦИИ?
ДНК КОМПАНИИ
прикладная программа как повысить эффективность и конкурентоспособность
СТРЕС-ТЕСТ
• бизнес-модели
• продукта
• бренда
Всего 2 дня
Для владельцев и первых лиц
Системно и практично