Чему научил собственный бизнес
Нельзя расслабляться. Как только решил, что ты молодец – жизнь тебя сразу удивит. Не расслабляться и постоянно ставить новые цели.
Второе – точки контроля. Если ты не контролируешь сам себя, ближайшее окружение, ты не управляешь бизнесом.
Как все начиналось
Начиналось все с любви к животным. В доме всегда было много котов, собак. Я представляю второе поколение бизнеса, который начинали мои родители, инженеры.
Наша компания – мое любимое место работы с 14 лет. И каникулы, и все свободное время я была полноценным сотрудником. Сначала – продавцом в магазине, потом в отделе внешнеэкономической деятельности.
Я училась у родителей всему, и вместе с ними училась создавать. Очень благодарна им за доверие и поддержку.
Сеть магазинов Master Zoo это была уже моя инициатива, мой личный проект, которым очень горжусь. В то время для многих сложно было открыть прилавки. Мы это сделали. Еще мы отказались от сухого корма на развес, который, к сожалению, до сих пор популярен в Украине. Даже понимая, что идем на сокращение оборота, отказались от такого продукта. Но это был шаг вперед, к цивилизованной рознице.
О специфике бизнеса
Зоо-ритейл часто сравнивают с бизнесом товаров для детей. Есть такое выражение «pet is preparenting» – домашнее животное, как подготовка к родительству.
Часто молодые пары заводят вначале питомца, кошечку или собачку, чтобы потренироваться и оценить свою ответственность.
Мы боремся за эмоции. Покупатель приходит за удовольствием для своего питомца, вкусным кормом или игрушкой. Но он принесет своему лучшему другу положительные эмоции, если сам их получит при покупке. А это невозможно в мрачном магазине с плохим запахом. Мы это вовремя поняли и делаем процесс шоппинга приятным и увлекательным.
Бизнес сегодня
У нас сегодня больше 80 магазинов. Есть очень амбициозные, площадью более тысячи метров. Мы выделили их в проект Zoo Land, они работают как центры общения с животными. Там ручные обезьянки, еноты, там проходят утренники и уроки доброты.
За последний год, в том числе благодаря обучению в DYB, мы приняли решение, что на данный момент концентрируемся не на количестве, а на качестве. Сделан акцент на релокации магазинов. Плюс мы запустили новый прогрессивный формат в сентябре этого года. Мы на низком старте, будем его масштабировать. Мы верим в рынок.
О масштабировании
Этот процесс длиннее, чем нам казалось.
Здесь главное – держать баланс между доверием к людям, которые с тобой давно, и требованием рынка двигаться быстрее.
Это не касается только нашей компании. Это особенность ситуации в стране. Сейчас есть шанс и окно возможностей на 3-4 года. Все, что мы за это время успеем – наше.
Главная задача сейчас – объяснить людям, что нам нужно «отпахать» эти годы в сумасшедшем темпе.
Этим мы в общем-то и занимаемся последний год. И если получится, мы будем собой гордиться, и тем что создали. Или придется сказать «мы были такими классными, куда мы все это дели? Пришел кто-то более быстрый и все».
Мы сейчас чувствуем сумасшедшую конкуренцию,
но эта конкуренция не в кормах или зоотоварах, это конкуренция за все – за деньги, за человеческие ресурсы, за площади.
Этот дух конкуренции появился в Украине не так давно. И он очень драйвит. Когда иностранные партнеры приезжают и видят наши результаты, а потом смотрят новости, они спрашивают «откуда вы берете силы»? Мы отвечаем – тот сумасшедший дух предпринимательства, который возник в Украине после 2014 года – это лучшее, что могло с нами случиться.
Моя задача, как владельца – заразить этим духом предпринимательства людей в компании.
О команде
Буквально недавно мы провели срез. При небольшой текучести в 10% (учитывая и продавцов, это неплохой показатель), у нас около 35% людей, работающих менее 3 лет. Это хорошая динамика. И благодаря росту, в том числе.
Не нужно бояться отпустить человека, если видишь, что ты его заставляешь выполнять работу.
Большая часть нашей команды – это люди выросшие внутри компании. Но мы привлекаем и внешнюю экспертизу.
Люди, которые приходят к нам продавцами на свое первое место работы, очень часто хотят работать именно с домашними питомцами. Работа у нас их вдохновляет.
О качествах, которым нет места в команде
Отсутствие порядочности. Как бы банально ни звучало, но без нее – никуда. Она начинается с мелочей, с отношения к прохожему, например.
Поверхностность. Мы не можем сейчас себе позволить работать с поверхностными людьми, особенно в менеджменте. Человек должен быть внимателен к деталям и понимать бизнес – почему, что и как.
О детях и их будущем выборе профессии
Я хочу, чтобы мои дети сделали свой осознанный выбор. Моя миссия – им этот выбор дать.
Есть риск сейчас, что им покажется, что управлять бизнесом – это вечером на кухне обсуждать дела о работе.
И, естественно, им это не нравится. Я, как мама, понимаю, что мне с этим надо бороться. Я сейчас показываю много плохих примеров что такое быть бизнесменом.
О таланте предпринимателя
Мне кажется, нужно пробовать в любом случае. Иначе не поймем получиться ли.
Если ты получил от этого удовольствие, даже если не заработал, ты – предприниматель.
Что такое успех
Успех – это удовольствие от самой себя за прошлый период.
Об обучении в DYB
Без преувеличения – благодарна за прямоту.
Я еще не сталкивалась с программами, на которых тебе могут сказать правду прямо.
И не в общем, а на конкретных примерах.
Очень большой плюс DYB – комьюнити, возможность общаться с собственниками с такими же проблемами и вопросами. Открытость, доверие, которые создаются здесь. В любой момент позвонить такому же ритейлеру или производителю и сказать «а у тебя так или не так?» Это очень важно. Плюс доступ к экспертам DYB – профи со специализацией и бесценным опытом.
А по результатам программы – у нас они были наглядными. Это и привлечение новых людей в команду с экспертизой, и первый опыт advisory board, который прошел в рамках обучения. Теперь мы продолжаем на профессиональном уровне.
О саморазвитии и обучении
Мы были в DYB вместе с мужем. Он отвечает за производство. И теперь мы на одной волне. За год программа задала такой темп, что теперь хочется быстрее все это применить. Поэтому мы не ищем дополнительных источников обучения. Подтягиваем технологичность и только вперед – завоевывать рынок.
Но мы учимся каждый день у других ритейлеров, бизнесменов.
Отпуск не проходит без поездки по зоомагазинам. Retail is about detail. Это любой ритейл, не только зоотовары. Мы учимся у Rozetka, Comfy, Интертоп, Brocard. Мы учимся у сильных.
Как бороться с усталостью и выгоранием
У меня есть три свои ноу-хау.
Первое, это маленькие победы. Это может быть всего один магазин.
Насладись такой маленькой победой, а лучше возьми ее в руки и пощупай. Это очень помогает.
Второе – банально выспись. Если все плохо – ложись и спи.
И последнее – оглянись назад и посмотри сколько ты всего сделал и скажи себе, что ты молодец.
О ценностях компании
Главная, как и в медицине – не навреди. Смену корма проводить очень аккуратно. Любое лекарство – только по предписанию ветеринара.
Очень важно сохранить ответственность владельца домашнего питомца.
Мы делаем большой акцент на обучении наших продавцов. Объясняем, что ответственность за черепашку или варанчика, которые будут сидеть на руке, разрешать себя гладить, намного выше, чем за кошку. Мы специально сохранили название Master Zoo после окончательного ребрендинга,
это наша культура – быть мастером своего дела.
О необычных товарах
Мой любимый удивительный продукт – насадки для кошачьих коготков. Он действительно имеет практическое применение, чтобы кот не царапал мебель или паркет. Но представляете сколько нужно времени, чтобы его надеть на кота? Еще лак для ногтей для собак. Есть и такое.
О примере дополнительной ценности
Наша гордость – это груминг салоны. Интересно, что первый был проектом нашей сотрудницы. Сейчас уже 15 груминг салонов. Это очень нужная услуга.
Мы видим какие невероятные эмоции испытывает владелец, когда мастер выносит собаку, а ее шерсть в идеальном состоянии, с прекрасным запахом, с чистыми зубами.
Питомцев заводят, чтобы получать радость от общения.
А мы понимаем все их потребности, упрощаем ваше общение. И несем радость и питомцам и хозяину. Вот это и есть наша миссия.