О выходе на IPO
Для меня IPO – это возможность подняться до уровня понимания как работает европейский и мировой бизнес – по каким правилам, и по каким стандартам. А также это возможность найти правильных партнеров. У меня, честно говоря, была иллюзия, что те акционеры, которые приходят в компанию, они так же как и я, как акционер, будут работать на компанию. Но на биржах так не происходит. На биржах акции покупают для того, чтобы через какое-то время их продать с каким-то определенным заработком, ожидая повышения капитализации компании, или получая дивиденды от публичной компании.
Мне очень помогло то, что я стал управлять публичной компанией. У меня появилась масса новых контактов. Во время встреч и с акционером, и с аналитиком, я постоянно получал сигналы: «Ну, а как вы растете, покажите вашу динамику, покажите вашу стратегию, а есть ли у вас диверсификация. Вот только вы монотоварная, сахарная компания, или у вас есть еще другие?!» И вот эти вопросы, эти ожидания, держали меня в тонусе, и мы постоянно думали, как развиваться максимально быстро.
Для IPO важна диверсификация, но также не менее важно показать, в чем вы уникальны. Десятки разных бизнесов, как это часто бывает в Украине, так не проходит.
IPO будет вам интересным, если вы представляете что-то в вашем сегменте рынка. Просто сказать, что у меня есть 200-300 млн. долларов, или 20-30 млн., но еще есть и гостиницы, и рестораны, и еще какие-то заводики – это мало кого заинтересует. Скомпоновать и упаковать все под один проект IPO не удастся.
А следующий шаг – это история компании и аудит отчетности минимум за 3 предыдущих года. Это серьезные усилия с юристами, которые структурируют вашу компанию, покажут собственность, как она перетекает до конечных бенефициаров, и как будут защищены права акционеров. Поэтому когда мы говорим международным партнерам «Сейчас ведь дешево», они говорят «нас не интересует дешево, нас интересует правильно. Сначала внедрите стандарты, а потом поговорим».
Как формировать команду
Чрезвычайно важны моральные качества человека. Но, при этом, он должен быть хорошим профессионалом. Просто хорошим человеком быть мало. Я долгие годы исповедовал подход семейного отношения, что все мы, кто начинал бизнес, стали друзьями. К сожалению, это работает только на определенном этапе. При росте и масштабировании нужно смотреть на профессионализм. Чтобы компетентные люди занимались своим делом. Задайте себе вопрос кто вам нужен? Операционный менеджер, маркетолог, коммерсант, юрист и т.д. Пользуйтесь услугами профессиональных хантеров или компаний, которые будут вести деятельность под конкретную задачу.
О передаче полномочий
Я отошел от дел буквально несколько месяцев назад. Я пытался сделать это и раньше. Но, как сейчас, вижу, это были просто декларации. Сейчас я осознанно назначил операционного директора и делегировал ему права и обязанности проведения операционной деятельности.
3 совета для владельцев растущих компаний
1. Будьте осторожны при выборе партнера
Бизнес – это форма партнёрства. Должно быть доверие и уважение. Если вступили в партнёрство, тогда уже нужно оттачивать мастерство быть вместе. Это в бизнесе очень важно. Вы сами знаете, сколько у нас корпоративных войн и конфликтов, которые, как мне кажется, и есть главными причинами развала бизнеса.
2. Не рассчитывайте на быстрый успех
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. По моему опыту, там где сложно, там и нужно копать. Если у вас есть вера в то, что вы делаете и предварительный расчет – значит нужно делать. Расчет нужно делать обязательно. Потому что бездумно бросаясь в омут, редко можно получить правильный результат.
3. Будьте бдительными
У всех есть первые успехи. Но это не значит, что ты уже поймал Бога за бороду и теперь уже успешный бизнесмен. Как раз в этот период и может подкараулить расслабленность или самоуспокоение, самоуверенность. Я прекрасно помню себя, когда уже с начала 2008 года были сигналы кризиса – падали рынки недвижимости в Казахстане, девальвации национальных валют, а мы сидели, как ничем не пуганные.