Просто сравните цифры: наша крупнейшая сеть АТБ увеличила в 2019 году оборот до 126,8 млрд грн. Оборот IKEА в 2019-м превысил 41 млрд евро.
Я бы рекомендовал бизнесу подготовиться. И вот почему:
1. IKEA это ледокол
Она сломает старый консервативный рынок своей отрасли. И это не только мебель. Ассортимент ІКЕА закрывает практически все потребности в домашнем интерьере в целом. А в последнее время доступна даже услуга по индивидуальному дизайну. В то же время ІКЕА создаст новые рынки В2В для ответственных и инновационных поставщиков. Но исключительно по ее правилам.
Это большие возможности для наших производителей, но это и вызов их слабой технологичности и бессистемности. Когда в Вильнюсе я пью кофе из чашки с лого ІКЕА, но «сделано в Болгарии», я задаю себе вопрос — почему не в Украине?
2. Конкурировать с ІКЕА невозможно.
Она лучший в мире пример концепции Affordable Excellence. Ни одна украинская компания не способна дать одновременно прогрессивный дизайн, высокое качество и цену ІКЕА. Не говоря о других сервисах. Не способна ни технологически, ни из-за особенностей культуры. Эффективное сочетание таких вещей как дизайн и функциональность практически не присутствует в нашем ментальном поле. Заботу об окружающей среде или экологичности мы все еще игнорируем. В одном «центре демократичного дизайна» в ІКЕА занято 1500 человек! Ежегодно они разрабатывают до 2000 новых товаров и 10 коллекций limited edition с приглашенными дизайнерами.
При этом с IKEA можно сотрудничать. Если сможете соответствовать. А еще сохранять дисциплину, качество и объем в длительном периоде. Но, к сожалению, большинство у нас спринтеры.
3. Конечно, в первую очередь удар примут крупные города.
К счастью для тех, кто хочет жить по-старому, Украина — страна малых городов. Туда IKEA в ближайшие годы не дотянется. Плюс население не очень мобильное, плюс традиционные вкусы. Ну и конечно, премиум-сегмент (или уже ниша?) останется тоже вне конкуренции с гигантом.
4. IKEA активно распространяет свою экспансию в онлайн.
При этом понимая, что «люди все равно хотят посидеть на диване, прежде чем его купить», стремится к центру крупных городов. На встрече с DYB в Стокгольме ещё в 2016 году нам рассказывали о новом формате City Store. Это что-то вроде «мини IKEA» и сервисный центр прямо в центре города. В Украине будет именно такой формат. С ним IKEA пойдут и вглубь, и вширь, и в параллельный мир (привет ребятам из пункта 3).
5. Ледокол IKEA затронет не только свою отрасль
Его эффект как работодателя запустит волны по всему океану (для понимания — в большом магазине IKEA работает примерно столько же людей, как во всей сети BROCARD).
Она принесет европейскую культуру и стандарты в отношения работодателя и работника. Философия IKEA такова, что начальник — не надсмотрщик. Это наставник, который всегда подставит плечо, выполнит задачу до конца, если не справляется подчиненный. Еще IKEA работает как биржа труда. Вы можете покупать часы, дни – все зависит от квалификации и желания (теперь будут бежать не в Польшу, а в IKEA).
Поэтому, прежде всего, я радуюсь приходу IKEA не как покупатель. Потому что этот ледокол станет стимулом для украинского бизнеса. А все, что нас не убивает — делает сильнее. IKEA принесет шведскую культуру бизнеса. Что такое ответственность, прозрачность, отсутствие взяток – ощутят все, кто соприкоснется с IKEA – и поставщики, и девелоперы, и конкуренты, и другие работодатели страны, и даже госорганы.
ГОТОВЫ К КОНКУРЕНЦИИ?
ДНК компании
прикладная программа как оставаться прибыльным когда конкуренция возрастает.
СТРЕС-ТЕСТ бизнес-модели, продукта, бренда
Всего 2 дня.
Системно и практично.
25-26 июня, Киев